Как развить в девочках уверенность в своих силах?

Когда я думаю о своем подростковом периоде, который пришелся как раз на постсоветский период, то в памяти всплывают, прежде всего, концерты на открытом воздухе – давно забытые панк-группы в Пирита, группа Vennaskond на улице Виру, группа Psychoterror на Горке дураков (сквер на ул. Харью). А как можно забыть подвальные лавчонки и магазинчики секонд-хенд, в которых мы охотились за поношенными кожаными куртками. Вспоминаю я грязные и запущенные улицы Старого города и Каламая, куда никто даже не решался заглядывать.

И еще я помню немолодых мужчин, которые целыми толпами преследовали нас, молодых девушек, пытаясь уговорить пойти с ними. Утром, по дороге в школу, мы надеялись раздобыть новые пластинки в магазине грамзаписи, а в ресторанчике Kloostri Ait заслушивались с подружками выступлениями братьев Йохансон и ансамбля Untsakad. Теперь же по прошествии времени возникает такое ощущение, что буквально из каждой подворотни выглядывал какой-нибудь непотребный старикашка и завлекал нас сальными речами.

Из бесед с подругами выяснилось, что почти у всех остались очень похожие воспоминания о «золотых» девяностых. И не только у подруг. Со своей коллегой Аэт мы недавно провели обучение творческому письму, в ходе которого его участники делились своими воспоминаниями о библиотеке, в которой мы находились в тот момент. При этом самую смешную и даже несколько странную историю поведала нам одна женщина, которая рассказала о том, как какой-то мужчина уговаривал её, только что окончившую школу молодую девушку, жить с ним в лесу.

Я долго смеялась, пока вдруг случайно не увидела, как мимо стеклянной двери прошел тот самый мерзавец, который 20 лет назад в том же самом месте точно так же приставал и ко мне. Он, кажется, еще интересовался и астрологией, потому что пытался привлечь мое внимание рассказами о том, что Таллинн расположен на нехорошем месте, и небесные тела не могут выйти из него. Почти год я ходила, чуть не вжавшись в стены, так как мне совсем не хотелось разговаривать с ним. Но поскольку меня воспитывали быть вежливой девочкой, то я не решалась открыто выказать свою неприязнь.

Пожилые мужчины и молодые девушки

Для всех подобных историй характерна одна общая особенность, которую невозможно игнорировать – к этим 14-ти, 15-ти, 16-летним девочкам приставали мужчины, которые были намного старше их. Кто-то из этих девушек сумел себя защитить, кто-то нет. Некоторые из них даже забеременели или сделали аборт. А кого-то вовсе жестоко избили. Кто-то попал в цепную реакцию насильственных в эмоциональном плане отношений. Некоторые даже вышли замуж за домогавшихся их мужчин и только сейчас, когда им уже за тридцать, они смогли вырваться из круга порочных отношений. Вероятно, девочка, выросла, а принц превратился в лакея.

Кстати, все эти девушки были из порядочных, приличных семей. Они учились в хороших школах и сегодня смогли добиться значительных успехов в жизни. У этих девочек также не было никакой связи с особенно тяжелым детством, что было бы логично предположить. И что касается типичного обвинения в адрес жертвы – «почему же она так вызывающе одевалась!», то можно заметить, что одеты они были совершенно по-разному – кто-то в мешковатых джинсах, футболке и кепке, кто-то в платье, а кто-то в рубахе до пола. Разницы не было.

Mногие из этих женщин позднее признавались, что испытывают чувство стыда за свое прошлое из-за подобных случаев. А у меня все же никак не укладывается в голове – почему должны испытывать стыд те, неопытностью которых воспользовались мужчины столь непристойного поведения? Чувство позора должны испытывать именно те, кто вел себя бесстыдным образом и злоупотреблял доверчивостью молодых девушек.

Новое время, старые проблемы

Хотелось бы верить, что подобное поведение было характерно только для той эпохи, когда пожилые мужчины на каждом шагу приставали к молодым девушкам. Хотелось бы также думать, что уровень осведомленности значительно повысился, и сегодняшние девушки гораздо разумнее нас. Ведь информации стало намного больше, и сексуальное воспитание, вероятно, также стало более эффективным, да и родители, наверно, больше разговаривают со своими детьми на эти темы, чем в свое время это делали наши родители.

Однако я глубоко сомневаюсь в этом. Почему же тогда в газете «Eesti Ekspress» появляются статьи о том, что женатый мужчина стал сутенером для малолетних. О том, как следует разъяснить своим детям об опасностях, таящихся в интернете, сейчас я еще даже не смею думать. А если какой-нибудь старик попытается приблизиться к моей дочери с подобными непотребными предложениями, я просто обращусь в полицию. Будь у меня возможности, я попыталась бы протащить в закон требование о том, чтобы в качестве нижнего дозволенного законом предела для занятия сексом был бы установлен возраст не 14 лет, а выше.

А что делать, если сама являешься матерью или отцом, другом или старшим братом или сестрой какой-нибудь девочки? Как с малых лет укреплять уверенность девочек в своих силах?

Девочек нужно учить тому, что и они могут вмешиваться в ход событий и проявлять активность. И это касается не столько их (будущих) личных взаимоотношений, но и повседневной жизни. С ранних лет приобщайте их к процессу принятия решений, побуждайте к активному выражению своего мнения, воодушевляйте на поиски и предложение возможных решений конфликтов, при этом важно все это делать не только в кругу семьи. Оставляйте за ними право не соглашаться и сердиться. Словом, делайте все, что могло бы научить их делать слышимым свой голос.

Да, мы все желаем, чтобы дети были вежливыми, но в то же время девочки могли бы знать, что не всегда нужно оставаться послушной и благовоспитанной паинькой. Поскольку стараясь всегда оставаться милой и любезной с другими, она в то же время учится отодвигать свои чувства на задний план ради других. Вам не стоит бояться того, что по этой причине они могут проявлять невежливость – вполне естественно, что не все люди могут им нравиться. Если вы как можно раньше разъясните девочке, что она не всегда должна быть благовоспитанной, то она в то же время научится тому, что ей разрешено также говорить «нет».

Не теряйте контакта с ребенком. Разговаривайте с ним уважительно и честно, как с равным, интересуйтесь и будьте в курсе его жизни. И вообще, больше слушайте, чем говорите – этим вы приучите их к рефлексивности, т.е. способности осмысливать, изучать, анализировать посредством сравнения своего «Я» с событиями, личностями. Кстати, ребенок, уже вышедший из детсадовского возраста, также нуждается в физической близости. В таком случае совершенно нормально, когда вы его обнимаете, и гораздо проще будет сделать это в том случае, если вы в какой-то период не забудете обнимать его в течение многих лет. Чем больше ребенок будет чувствовать, что дома его любят, поддерживают и что он не один, тем меньше вероятность того, что он будет искать близких отношений за пределами дома.

Переломный возраст – это очень чувствительный период, когда молодой человек на собственном опыте познает приводящее его в замешательство несовершенство взрослой жизни и, преодолевая буйство своих гормонов, учится справляться с собственной жизнью и с самим собой. Именно поэтому необходимо честно говорить с ребенком о взаимоотношениях полов, сексе и сексуальности. Рассказывать ему об опасностях, которые таит в себе злоупотребление его неопытностью. Ознакомьте девочек с типичными фразами и приемами, при помощи которых обычно соблазняют молодых девушек («ты выглядишь значительно более зрелой, чем другие твоего возраста», «я сразу понял, что ты необыкновенная», «я смогу о тебе позаботиться» и т.д.). И расскажите им, что может произойти, если довериться таким мужчинам – об изнасиловании, нежелательной беременности, венерических заболеваниях и обо всех тех неприятных вещах, о которых не хочется думать, но которых на самом деле так опасаешься.

Не обвиняйте ребенка в провоцировании. Это нормально, когда девочки копируют то, что видят в СМИ и образцах массовой культуры. И если в них как ультрамодная продвигается идея о том, что даже маленькие девочки должны выглядеть почти оголенными, то вполне понятно, что девочки будут следовать именно такой моде. Также совершенно естественно, что в сексуализированном культурном пространстве девочки учатся выглядеть, так сказать, соблазнительно. И если мужчины злоупотребляют их неопытностью, то сами девочки в этом не виноваты. Меньше всего причиной является их одежда, поскольку домогаются также и тех девушек, которые закрыты до горла или одеваются как мальчики. Кроме того, диктуя своим девочкам манеру одеваться, мы приучаем их к тому, что они не могут сами решать, что им делать со своим телом, и что они не являются хозяйками своего тела.

Никогда не стыдите других женщин в присутствии своей дочери. Не критикуйте, если они вызывающе одеваются, ведут себя мужеподобно или если у них ужасная фигура, поскольку тем самым мы с ранних лет внушаем девочкам, что быть женщиной – это нечто постыдное. Поступая таким образом, мы косвенно способствуем тому, что в результате они начнут ненавидеть самих себя, в том числе и свое тело. А это, в свою очередь, открывает путь к тому, что девочка в будущем будет позволять другим совершать со своим телом то, чего она на самом деле не желает.

Источники: https://www.huffingtonpost.co.uk , https://www.pbs.org