Улица как полоса препятствий или Какой город подходит женщинам
Города должны быть удобными для всех! Звучит хорошо, но за этим на первый взгляд инклюзивным лозунгом скрывается пустота. “Все” — это чаще всего усредненные люди: средний человек с особыми потребностями, средний ребенок, средний взрослый. Поэтому предлагаю совершить мысленную прогулку по Таллинну с конкретным человеком — 58-летней женщиной с остеоартрозом, которой нужно добраться из Ласнамяэ в центр города на работу. Это история моей мамы.
Ее путь начинается из расположенной в начале Ласнамяэ “хрущевки”. Там нет лифтов, поэтому приходится спускаться по лестнице. Остеоартроз приводит к сильным болям и нарушению подвижности суставов, поэтому ступени и даже высокие бордюры становятся серьезным препятствием. Ближайшая автобусная остановка находится «канаве», Лаагна теэ – там мост и тоже лестница вниз. В центре города мама выходит на “ Кивисилла”, откуда идет пешком до торгового центра «Виру». Сейчас там развернулось бурное строительство и если запутался в ограждениях и указателях и свернул не туда, то придется сделать большой круг.
Сами пешеходные “тропы” — иначе их не назовешь — усеяны камнями и испещрены трещинами. Это то еще приключение, но здесь можно сделать скидку на временные трудности. Мама все же рада, что теперь до работы можно пройти по верху – подземный пешеходный переход, с помпой открытый много лет назад, теперь закрыт, да и вообще его планируют упразднить. Но препятствия не закончились: в продуктовый магазин снова ведет лестница, у которой почему-то нет перил! Можно возразить, что продуктовый магазин в этом торговом центре – не основное место покупок для обычных горожан, да и центр города многие посещают далеко не каждый день (не хотят или не могут?). Но в этом магазине работают люди, которым нужно как-то до него добраться.
До мелочей продуманное пространство?
Городское пространство за последние десятилетия претерпело немало изменений. Новые площади, парки и микрорайоны выглядят совсем иначе, чем в начале 2000-х или 1990-х, не говоря уже о советском наследии. В городах теперь больше зелени, интересных и удобных решений. Современные пространства – будь то квартал Ротерманна в Таллинне или променад в Нарве – становятся достопримечательностями, приманивают туристов и местных жителей.
Контраст с «обычными» улицами огромен и кажется, будто необычные ландшафтные и архитектурные решения продуманы до мельчайших деталей и подходят всем. Но если вы женщина, а тем более с маленьким ребенком в коляске, на каблуках, в юбке или старше 50 лет, с тяжелой сумкой, остеопорозом и одышкой, если вы идете вечером или ночью, под дождем или после снегопада, то современное городское пространство едва ли вам понравится.
И даже торговые центры, всячески заманивающие именно женщин, зачастую не учитывают их интересов. Есть ли там закрытые павильоны для ожидания такси и автобуса, много ли скамеек и удобных мест для «парковки» магазинных тележек? Все это важно для женщин, которые гораздо реже мужчин пользуются автомобилем, чаще посещают магазины – и не одни, а с детьми или пожилыми родственниками.
Урбанизм с женским лицом
Разработкой стратегий развития, детальной планировкой, конкретными архитектурными решениями и их реализацией по-прежнему занимаются преимущественно мужчины и лишь немногие города в мире имеют специалисто_к, в чьи задачи входило бы оценить проект через оптику женского восприятия. Одним из таких городов является шведский Умео, где на эту тему обратили внимание уже более 30 лет назад. В стратегии развития Таллинна до 2035 года много говорится о «человекоцентричном городе» и о городе для всех, но слово «женщина» обходится стороной. Печальный опыт подсказывает, что для всех – это, как правило, ни для кого.
В той же стратегии развития Таллинна приведены данные опроса горожан о самых важных аспектах “хорошего города”. На первом месте безопасность — и этот же параметр чаще всего называют важнейшим с точки зрения “урбанизма с женским лицом”. Чаще всего под безопасностью подразумевается хорошее освещение, отсутствие укромных уголков, где может скрываться злоумышленник, наличие камер наблюдения. Важно, чтобы по пути домой не пришлось сталкиваться с распивающими алкоголь компаниями или пробираться в темноте через парк.
Но есть и другие аспекты. Скорость движения автомобилей, уборка улиц от снега и наледи, отсутствие посторонних предметов на тротуаре, наличие перил, освещенность пешеходных переходов, циклы работы светофоров, прозрачные двери в подъездах и защищенные от ветра автобусные остановки. Женщины с пакетами, колясками, на каблуках или с палочкой нуждаются в том, чтобы тротуары были широкими, свободными и чистыми, чтобы не нужно было несколько минут ждать зеленого света, а потом бежать через переход, чтобы автомобили в жилой зоне не имели возможности разогнаться, ожидание автобуса было спокойным и комфортным, а родной подъезд не таил скрытых опасностей.
Печальные последствия
Если вернуться к моей маме, то трудности, с которыми она сталкивается из-за того, что городское пространство не продумано до деталей, сильно снижают качество жизни. На работу она приходит уже уставшей, часто берет больничные и подумывает о ранней пенсии. Такие “мелочи” как металлические скамейки в продуваемых павильонах ожидания автобуса, широкие щели между брусчаткой или в решетке перед входом в магазин, отсутствие раковин в туалетах, темный парк возле дома и плохо убранные тротуары регулярно становятся причиной того, что женщины не идут на прогулку, предпочитают малооплачиваемую работу той, где нужно задерживаться допоздна, принимают решение потратить совсем не лишние деньги на такси и делают множество неудобных, раздражающих или вовсе опасных выборов.
Многих из них можно было бы избежать, если бы городское пространство планировалось с участием тех, кто в нем живет. Таким образом мы не только сделаем город комфортнее, но и существенно улучшим жизнь многих людей.