Дорогой Дед Мороз, положи мне, пожалуйста, под ёлку подходящие лекарства
Грядут праздники, а значит, вскоре мы услышим множество пожеланий – счастья, радости и здоровья. Но порой для того, чтобы все исполнилось, недостаточно добрых слов и даже активных действий — порой нужна медицинская помощь. В солидарной системе здравоохранения она должна быть доступна всем в равной степени, но в реальности необходимое лечение оказывается доступным не всем.
Большинство лекарств тестировались на мужчинах. “Виной” всему менструальный цикл, который по-прежнему окружен ворохом мифов.
В преддверии Рождества проводятся многочисленные кампании по сбору средств на покупку лекарств и оборудования, которые нужны для лечения тяжелых заболеваний. Но бывает и так, что болезнь хорошо поддается лечению, но получить доступ к нужному препарату оказывается невозможным. Проблема в том, что некоторые лекарства время от времени исчезают с рынка: по истечении срока действия патента или из-за того, что заканчиваются контракты на использование активных ингредиентов. В результате здоровье пациентов ставится под угрозу из-за рыночной логики.
Значительную роль здесь играют фармацевтические кампании, контролирующие производство и цены на запатентованные препараты. Так, например, от туберкулеза, устойчивого к препаратам прошлого поколения, ежегодно умирает более миллиона человек, несмотря на то, что лекарство Бедаквилин существует на рынке уже более десяти лет. Но оно остается недоступным в развивающихся странах из-за высокой цены оригинального препарата, а действующий до лета этого года патент не позволял конкурирующим фирмам производить дженерики с тем же действующим веществом и более низкой розничной ценой.
Рождественский период в этом году в тревоге проведут люди с СДВГ, потому что из-за проблем с поставками из аптек пропали препараты Elvanse и Concerta, значительно улучшающие качество жизни, а для некоторых являющиеся острой необходимостью для выполнения повседневных задач. Таким образом, даже если у вас есть деньги на покупку дорогих таблеток, вы все равно можете остаться без них.
Но если тема поставок и патентов время от времени оказывается на повестке дня, то совсем мало говориться о том, что большинство препаратов, доступных сейчас на рынке, тестировались на так называемых “эталонных людях”, то есть на цисгендерных мужчинах, и потому женщины и гендерные меньшинства регулярно не получают нужных им лекарств. “Виной” всему менструальный цикл, который по-прежнему окружен ворохом мифов.
Замкнутый круг гормональных изменений
Истории о табуировании менструации в разных сообществах, когда женщин отправляют в изоляцию и считают “нечистыми” во время месячных, поражают. Но стоит ли этому удивляться, если даже среди ученых до сих пор живы представления, будто проводить различные исследования на женщинах, не говоря уже об интерсекс и трансгендерах, может быть бессмысленно (читай: слишком сложно), поскольку результаты могут варьироваться в зависимости от гормональных изменений.
Симптомы сердечного приступа у женщин отличаются от “стандарта”: вместо “классической” боли в груди у них может возникать расстройство желудка, одышка и боль в спине.
Менструальный цикл действительно играет свою роль, но не только в исследованиях, но и в том, как препараты действуют на женщин. Гормональные изменения менструального цикла могут влиять на всасывание, распределение, метаболизм или выведение препарата. Кажется, это повод не исключать женщин из исследований, а наоборот — сосредоточиться на том, как именно менструальный цикл влияет на то, как организм перерабатывает лекарства.
В результате препараты, которые призваны поддерживать здоровье, могут быть не просто неэффективными, но даже опасным. Женщины испытывают побочные реакции на лекарства почти в два раза чаще, чем мужчины. И не стоит недооценивать риски: в информационных листах описаны не только головные боли и тошнота, но и опасные для жизни аллергические реакции, кровотечения и судороги.
Кроме того, поскольку большинство используемых в настоящее время препаратов было одобрено на основе клинических испытаний, проведенных на мужчинах, женщины могут принимать избыточное количество лекарств, нанося тем самым вред своему здоровью. Дело в том, что мужчины в среднем не только крупнее женщин, что также влияет на дозировку, но имеют отличную физиологию. У женщин обычно больше жировых тканей, а это означает, что жирорастворимые препараты могут задерживаться. Изменения гормонального фона могут влиять на метаболизм лекарств в печени, а почки меньше по размеру, что влияет на выведение лекарств из организма. Кроме того, у женщин сердечные ритмы отличаются от мужских, а поэтому препараты, влияющие на сердце, могут нести иные риски и другую эффективность. Даже антидепрессанты и стимуляторы, облегчающие симптомы СДВГ, теряют свою эффективность в определенные периоды цикла из-за скачков репродуктивных гормонов.
Те препараты, которые уже одобрены и выпущены на рынок едва ли когда-нибудь будут протестированы на женщинах.
Может показаться, что хотя бы в области гинекологии женщины и гендерные меньшинства имеют возможность оказаться в центре внимания исследователей, а значит, получать квалифицированную помощь. Однако органы репродуктивной системы и связанные с ними заболевания, в том числе и хронические, приводящие к бесплодию, становятся предметом изучения в четыре с половиной раза реже, чем иные группы органов.
Но ведь органы малого таза — это не все, что отличает женщин от мужчин. Ученые постепенно “обнаруживают”, что женское тело — это не “мини-версия мужчины с маткой”, а иная физиология. И порой эти открытия имеют жизненно важное значение. Сегодня врачам хорошо известно, что симптомы сердечного приступа у женщин отличаются от “стандарта”: вместо “классической” боли в груди у них может возникать расстройство желудка, одышка и боль в спине. И это тоже причина, по которой пора отказаться от устаревших представлений, будто женщина — это нестандартный человек, и начать исследовать женское здоровье наравне с мужским.
Гендерные различия в медицине
Другие подобные открытия касаются пандемии коронавируса, которая для многих осталась в прошлом, но продолжает оставаться актуальной для тысяч женщин по всему миру. Дело в том, что именно женщины, по непонятным причинам, чаще сталкиваются с длительными последствиями коронавируса. Не говоря уже о том, что влияние вакцин и самого коронавируса на менструальный цикл, а значит, на гормональный фон и работу прочих органов, попали в поле зрения ученых лишь после многочисленных свидетельств об ощутимых изменениях. Хотя, казалось бы, это должно быть основной частью первичного изучения любой болезни и разработки любого препарата, ведь для половины населения земли это неотъемлемая часть их здоровья.
О необходимости привлекать больше женщин к клиническим исследованиям говорится уже давно, но это касается только новых лекарств, и то не всегда. Те препараты, которые уже одобрены и выпущены на рынок едва ли когда-нибудь будут протестированы на женщинах.
Поэтому хочется пожелать в преддверии праздников не просто счастья, радости и здоровья, а серьезного сдвига в научном и медицинском мире, потому что без него половина населения Земли будет вынуждена довольствоваться отсутствием подходящей медицины. Учитывая, насколько точны и успешны сегодня медицинские исследования, гормональная «загадка» женщин больше не должна быть непреодолимой проблемой.