Июнь. Борцы за рождаемость неутомимы

Какую проблему на самом деле пытаются решить повышением детских пособий? Проблему бедности семей с детьми или проблему рождаемости?

Если проблема в бедности семей с детьми, то предложение выстреливает с большим уклоном мимо цели. Да, прямая финансовая поддержка важна, особенно в борьбе с бедностью. Некоторые финансовые пособия в Эстонии постыдно малы, но этот список возглавляют вовсе не пособия для многодетных семей. На прошлой неделе в Eesti Ekspress писали, что, хотя широко распространено мнение, что многодетные семьи находятся на грани бедности, статистика показывает, что бедность свойственна скорее родителям-одиночкам. В 2020 году 37,5% неполных семей жили в относительной бедности. Для сравнения: в относительной бедности жили 10,1% семей с одним ребенком и двумя родителями, 13,1% семей с двумя детьми и двумя родителями и 13,5% семей с двумя родителями и тремя и более детьми.

В Эстонии родители-одиночки, к сожалению, чаще всего женщины.

Пособие на ребёнка для родителей-одиночек составляет 19 евро и 18 центов уже более 20 лет, и, к сожалению, реформаторы не затронули этот вопрос в своём предложении. И это не единственная проблема поддержки родителей-одиночек. Пособие выплачивается на ребёнка, не имеющего записи об отцовстве в регистре народонаселения*. Если у матери несколько детей и у одного из них нет отца, она получает алименты на одного ребёнка. При наличии нескольких детей без отцовства — на каждого такого ребёнка. В дополнение к обескураживающе низкой компенсации, это ещё и удивительно топорный способ борьбы с бедностью родителей-одиночек. Мера не имеет ничего общего с тем, действительно ли родитель воспитывает ребёнка в одиночку, и как распределяются расходы по воспитанию ребёнка (и распределяются ли вообще).

Топорный пронатализм

Если же проблема в рождаемости (что похоже на правду в случае некоторых инициаторов, объясняющие своё предложение проблемой низкой рождаемости), то предложение не только не попадёт в цель, но ещё и бумерангом угодит в стреляющего.

Во-первых, стоит задаться вопросом, действительно ли проблема рождаемости так катастрофична и заслуживает активного внимания. По мнению демографов, стоит смотреть на когортную рождаемость, которая показывает среднее число детей, рождённых среди определённого поколения к концу их фертильного возраста, что даёт более устойчивую и широкую картину, чем суммарный коэффициент рождаемости. Когортный коэффициент рождаемости в Эстонии в 2020 году составил 1,84, что является довольно высоким показателем, оставаясь при этом относительно стабильным. Катастрофы нет.

Во-вторых, даже если бы катастрофа и была, исследования показывают, что прямые выплаты не решают эту проблему, т.е. государственные деньги не мотивируют женщин рожать. Например, политологиня Трийн Лаури говорит, что желание завести ребёнка в большей степени подпитывается обществом, ценящим детей. Детские пособия, безусловно, необходимы, но важнее денег то, как работает общество в целом и есть ли у людей будущее. Есть ли у меня хорошая работа и честная зарплата? Доступен ли качественный уход за детьми, или мне нужно бегать по городу, чтобы забрать детей из разных детских садов? Могу ли я быть уверенна, что школа предотвращает издевательства и буллинг? Доступны ли медицинские услуги? Если мой ребёнок родился с особыми потребностями, сможет ли он получить необходимый уход? Будет ли мой партнёр исполнять свою роль, и будет ли моя работа наказывать меня за отсутствие? Инфраструктура моего города завязана на автомобилях или ребёнок сможет передвигаться самостоятельно? Является ли семейная политика государства стабильной и предсказуемой? Пусть и не все, но многие из этих вопросов должны решать политики. Внезапное введение пособий (и их немедленная отмена, как это произошло с пособием по уходу за ребёнком в 2008 г.) не обеспечивает стабильности. Пронаталистская политика может казаться неплохой затеей, но это не то, что в действительности помогает семьям.

В-третьих, это вопрос этики. Государство может и должно создавать благоприятные условия для жизни, но у людей должна быть возможность решать, заводить ли детей, когда и сколько. В первую очередь, пронаталистская политика нарушает право женщин на самоопределение. На протяжении многих лет было выдвенуто множество предложений для решения «проблемы рождаемости», от предложения денег и земельных участков в Юго-Восточной Эстонии до неких “столов для размножения”, где люди входят в одну дверь, чтобы затем выйти с другого конца комнаты после репродуктивного акта (реальное предложение из Пярнуского уезда, замеченное по телевизору!).

Возвращаясь к первоначальному вопросу, какую же проблему пытаются решить с помощью увеличения детских пособий, ответ очевиден — одни партии пытаются решить проблему низкого рейтинга, а другие — избавиться от действующего правительства. Первая категория пересекается со второй, да и правящие партии сами пытаются выйти из правительства. Партия реформ может делать вид, ни в жизнь не повела бы себя так безответственно, но аналитик Андрес Вырк напомнил, что примерно то же самое они делали и в 2012 году. Эксперты по социальной политике плачут, а остальная Эстония с удивлением наблюдает за цирковым представлением. (См. также, как при предыдущем правительстве пенсия была повышена на целых семь евро.) Проект семейных пособий продвигается в Венгрии, а в Эстонии до сих пор не появилось ни одной заинтересованной группы, которая хотела бы такого значительного увеличения детских пособий ценой национальной безопасности.

Июнь месяц ЛГБТК+

В июне мы отмечаем прайд и пишем статьи на ЛГБТК+ тематику  столько, сколько успеем. В июне также пройдёт местный прайд, включающий в себя шествие и общественные мероприятия. 2022 год знаменателен тем, что 1 июня, 30 лет назад, в Эстонии декриминализировали гомосексуальный отношения между мужчинами. Организаторы пишут, что прайд — хорошая возможность поближе познакомиться с нашей историей, отметить наши достижения и вместе создать новую картину будущего. Встретимся в Тарту! 

*Или чей родитель находится в розыске.

Редакционная колонка — это ежемесячный обзор идей и планов коллектива Feministeerium. Остальные её выпуски можно прочитать здесь.