От «Капустной феи» до «Барби»: в Таллинне пройдет лекция о женщинах в кинематографе. Публикуем отрывок

1 ноября в кинотеатре Sõprus исследовательница кино Ирина Марголина расскажет о роли женщины в разных сферах киноиндустрии — с момента появления и до сегодняшнего дня.

Женщины создавали авангард и мейнстрим, рушили конвенции «мужского» кино и учили зрителей видеть по-новому.

Ирина Марголина — исследовательница истории и теории кино, автор кинокритических статей. Преподает в русскоязычных киношколах, публикуется в журналах «Искусство кино», «Сеанс», «Киноведческие записки», «Синема Рутин» и других. В рамках серии «Лица» издательства «Сеанс» написала книгу о Джеке Николсоне. Перевела книгу Рейчел Морли «Изображая женственность: женщина как артистка в раннем русском кино». Ведет телеграм-канал «Порядок снов» и одноименный подкаст о кино. Живет и работает в Мюнхене.

Публикуем фрагмент лекции.

Женщины принимали активное участие в создании фильмов с самого зарождения кинопромышленности. Первые цветные картины вышли из-под женских рук. Первый фильм о женщинах и их потребностях — тоже: еще в 1907 году Алис Ги-Блаше сняла комедию о причудах беременной женщины «У женщины есть желания». Спустя полвека Аньес Варда, легенда французского кино, откликнулась своим «Дневником беременной женщины». Обе режиссерки вошли в историю наравне с коллегами-мужчинами. Обе задали новую точку зрения — женскую.

Женщины создавали авангард и мейнстрим, рушили конвенции «мужского» кино и учили зрителей видеть по-новому. Кира Муратова, отвечая на вопрос зрителей, сказала: «А я бы хотела, чтобы вы вместе со мной посмотрели вот таким свежим первым взглядом и увидели, что фикус — это растение и не более того, а татуировка — рисунок на коже и не более того. И никакого символа я не хочу сюда прилеплять».

Если феминистская теория кино, которая научила зрителей видеть в фильмах «мужской взгляд», получила развитие еще в начале 1970-х, то историческая ревизия роли женщины в киноиндустрии началась ближе к 2000-м и только набирает обороты. Имя Киры Муратовой знакомо многим, а вот Вера Ханжонкова, Маргарита Барская или сестры Хедвиг и Герда Отто по-прежнему остаются вне фокуса внимания.

Фильм «Капустная фея» не случайно вынесен в заглавие лекции. Конечно, дело в том, что его сняла первая режиссерка в истории кино, Алис Ги-Блаше, но не только. Вот, например, братья Люмьер. Вошли в историю, как изобретатели кинематографа, и поражали зрителя практически виртуальной реальностью: впервые мир оживал и приходил в движение где-то еще, кроме как вокруг самих зрителей — на экране кинозала. И это был реалистичный мир: работницы торопились с фабрики, поезда прибывали к станции, дети ныряли в море и листва подрагивала на ветру.

Удивительно, но находятся в кинематографе и специальные женские занятия — спасительные монтаж и цвет.

С «Капустной феей» было иначе. В 1896 она стала первым игровым фильмом: не просто измышляла новую реальность, но и женский вопрос сразу вынесла во главу угла, еще и в развлекательной форме. И с этой точки зрения путь от «Капустной феи» до «Барби» совсем невелик. Оба фильма очень схожи как по интенции создания, так и по рецепции. И все-таки, стоит приглядеться, что же такое произошло, а скорее даже не произошло за следующие сто с лишним лет, что сегодня фильм, снятый женщиной о женщине, вызывает такую бурную реакцию.

Режиссерки Алис Ги-Блаше во Франции и Лоис Вебер — ее протеже — в Штатах. Эльвира Нотари, владелица собственной кинокомпании в Неаполе, и Хелен Гарднер, открывшая фирму в Нью-Йорке. Все они — исключения. Счастливая погрешность в мире мужчин. Когда Алис Ги-Блаше переезжает из Франции в Штаты и открывает свою компанию, она вынуждена пропускать все регулярные советы по продажам картин: дело в том, что она единственная — женщина, и в ее присутствие мужчинам слишком уж некомфортно сдерживаться в выражениях и не сплевывать желтую слюну, накопившуюся от бесконечного посасывания сигар. Но Ги-Блаше не жалуется и неутомимо снимает фильмы.

Удивительно, но находятся в кинематографе и специальные женские занятия — спасительные монтаж и цвет. Ведь если кто и может справиться с кропотливой обработкой хрупкой пленки, так это женщины, привычные к шитью, вышиванию и многим другим работам, требующим усидчивости и внимания. Огромные цеха и длинные столы, вдоль которых сидят очень разные по возрасту сотрудницы (часто девушки начинают работать с 15-16 лет) и кадр за кадром раскрашивают пленку. Пока что вручную, до Technicolor’а еще далеко. Но даже там, в легендарной компании, которая принесет в 1935 году полноценный цветной мир на экран, главной по цвету будет женщина. Жена изобретателя и создателя компании Герберта Кальмуса — Натали Кальмус.

Купить билет на лекцию Ирины Марголиной можно по ссылке.