“Я пью на работе, на учебе, в транспорте, но никто этого не замечает”
В первый месяц осени проходила акция “В сентябре не пьем”. Феминистериум печатает серию статей об отношениях женщин с алкоголем, здоровых и нездоровых привычках и о том, как алкоголь влияет на нашу жизнь.
Тамара* не пила месяц, решила закодироваться при помощи таблеток. Но с ними чувствовала себя, будто в тюрьме.
Тамара работает и учится, у нее много творческих увлечений, обожает путешествовать и кататься на велосипеде. Но на протяжении трех лет алкоголь был ее постоянным спутником: утром в стаканчике для кофе, днем на работе или лекциях, по вечерам на встречах с друзьями или дома. Теперь она ищет подходящий способ борьбы с алкогольной зависимостью и рассуждает на тему “идеального употребления”.
Это дешевле, чем пить
Препарат, который я принимала, в народе называют “кодированием”. Это классика лечения алкогольной зависимости. Его нельзя мешать с алкоголем: станет очень плохо, вплоть до летального исхода. Но я сорвалась и однажды выпила. Доктор не обманул, было очень плохо и пришлось вызывать скорую помощь.
Я поняла, что кодирование — это для меня слишком жесткая мера. Чувствую, будто меня посадили в тюрьму. Тем не менее я почистилась, дальше буду справляться своими силами. Сейчас у меня небольшой срыв, за это я себя ругаю. Но зато теперь не пью в таких количествах как раньше.
Также я принимала и буду принимать таблетки, которые снижают тягу к алкоголю. Это довольно дорогой препарат, около 30 евро в месяц. Но все равно дешевле, чем пить. Замечаю, что он снижает тягу не только к алкоголю, но и к еде.
Серьезно и с каким-то успехом я пытаюсь бросить пить впервые. Раньше старалась договариваться с собой, но это не работало: писала себе записки, в которых давала обещание выпить определенное количество. А потом забивала на обещание.
Поняла, что мне нужно вмешательство извне, чтобы мной занимался специалист. Тогда мне будет стыдно перед ним. Кроме того, если платишь деньги, то хочешь получить какой-то результат. Один прием у нарколога стоит 50 евро — сколько на это выпить можно!
Высокофункциональный алкоголик
Моя жизнь в течение последних трех лет — это один сплошной запой. Если с утра похмелье — я похмеляюсь. А если похмеляешься — это уже вторая стадия. И в конце концов к вечеру всё снова перерастает в пьянку.
Для меня выпить — это обычное бытовое действие. Как почистить зубы или надеть носки. Я пью на работе, на учебе, с утра, в транспорте. Не понимаю, как люди этого не замечают. Если я пью — это не значит, что я отдыхаю или валяюсь: я одновременно крашу волосы и ногти, делаю уборку, хожу в магазин. Выпивание встроено в рутину жизни. При этом я очень собранный человек: выполняю все свои обязанности по расписанию. Как сказала одна приятельница, я высокофункциональный алкоголик.
И это единственная сфера жизни, в которой я не могу себя контролировать.
Интересно, что люди совсем не замечают, сколько я пью. Все мои друзья и знакомые знают, что я люблю выпить, но никто не знает о масштабах. Потому что у всех свои дела и свои жизни, люди не вникают в рутину другого человека.
Если я и наношу вред своим пьянством, то только себе. Становлюсь более дружелюбной, не пью в открытую в транспорте, веду себя прилично. При этом, я совсем не стесняюсь своего алкоголизма: считаю, что об этой проблеме нужно говорить открыто, снимать стигму.
Не хочу быть трезвой
Я не хочу завязывать совсем, потому что быть абсолютно трезвой — это вообще глупость. Ведь алкоголь — это большое удовольствие.
Когда я пришла к наркологу во второй раз, сказала, что не хочу отказываться от алкоголя навсегда. Он спросил, сколько и когда ты хочешь выпивать. Я ответила, что идеально — бутылка вина по пятницам. Тогда мы выработали схему, при которой я в понедельник выпивала таблетку, она действовала в течение недели, а в пятницу мне можно было пить.
Но это фантастика. Единичные люди из миллиона алкоголиков могут так делать. И пока что у меня это не очень получается.
Мне бы хотелось выпивать, как нормальные люди: пару кружек пива в баре с друзьями, вино за ужином, новые напитки в путешествиях. Сколько запланировала, столько и выпила, чтобы это не перерастало в “ай, ну и ладно!”. Чтобы не было похмелья. Чтобы потребление алкоголя было связано с каким-то праздником.
Месяц назад я выпивала от литра до трех литров вина в день. Сейчас прошел месяц трезвости и за долгий вечер я выпила бутылку, потом еще пару кружек вина. И на утро у меня было такое похмелье! Раньше не было с такого количества. Видимо, организм перестраивается и объемы нужны уже меньшие.
Мой алкоголизм — моя ответственность
Сейчас я хожу на программу “Трезвая и здоровая Эстония” (Kainem ja tervem Eesti). Есть еще программа 12 шагов, но она мне не подходит, потому что я категорически не согласна с их концепцией. Прежде всего, потому что там есть идея высшей силы. Это не обязательно про бога, это про любую высшую силу. А я в этом вижу перекладывание ответственности. Я атеист до мозга костей: не верю в бога, загробную жизнь, высшие силы. Ничего этого нет. Я не могу переложить свой алкоголизм на высшую силу — я сама за него ответственна.
Мне кажется, на государственном и общественном уровне нужно решать более глубинные проблемы, а не бороться с самим пьянством, запрещая продажу или вешая занавески. Прежде всего причина алкоголизма — это психологические проблемы, депрессия, стресс. Алкоголь — это быстрый, легкий способ на какое-то время «решить» свои проблемы. Бороться нужно с насилием на работе и дома, с проблемами одиночества, потому что в Эстонии люди холодные и скрытные.
Нужно, чтобы была доступна психологическая помощь. Чтобы была снята стигма с обращения к психологу или психиатру. Сейчас попробуй записаться на прием: там полгода очередь, ты помрешь за это время.
Но я свой алкоголизм и на государство не спихиваю. Это полностью моя ответственность. И я постараюсь самостоятельно с этим справиться.
* имя изменено по просьбе героини.