Израильско-палестинский конфликт разбивает сердца и разрывает головы

Ает Куузик и Ребека Пыльдсам пишут об израильско-палестинском конфликте и его освещении. Израильское государство и палестинские территории на Западном берегу реки Иордан и в секторе Газа— неравные противники, но по обе стороны израильско-палестинской границы есть те, кто призывает к прекращению войны и заключению мирных соглашений. Словесные баталии во всем мире ведутся между теми, кто призывает к немедленному прекращению огня всеми сторонами, и теми, кто не поддерживает эту идею или не считают ее реалистичной. Хотелось бы, чтобы звучало и было услышано больше голосов, призывающих к политическому решению, которое позволило бы деэскалировать конфликт и сохранить жизни людей.

Утро 7 октября началось с жестокого и чудовищного теракта ХАМАС против израильского гражданского населения, в результате которого были убиты 14001 человек и более 200 мужчин, женщин и детей взяты в заложники. Это стало очередным этапом продолжающейся войны между Израилем и Палестиной. Теракт произошел неожиданно, и, хотя военные действия в Израиле и Палестине никого не удивляют, многие были потрясены случившимся. ХАМАС — это террористическая организация, целью которой является пренебрежение всеми правилами ведения войны и уничтожение государства Израиль любыми средствами. ХАМАС использует мирных палестинцев в Газе, половина из которых — дети, в качестве т.н. живого щита, который Израиль, в свою очередь, массово бомбит. В результате, террору подвергаются не только израильтяне, но и палестинцы.

Новый уровень конфликта

Израиль — одна из наиболее развитых в военном отношении стран мира. Масштабная структура слежки и разведки позволяет проводить особо точные военные операции и защищать свою территорию. Решение премьер-министра Нетаньяху о массовых бомбардировках сектора Газа, приведших к неизбежным жертвам среди мирного населения и нарушающих международное гуманитарное право, права человека и законы войны, встретило и поддержку, и противостояние как в Израиле, так и в других странах мира. Ситуацию описывают как очень сложную, поскольку конфликт между Израилем и Палестиной имеет долгую историю, примирения происходят редко и ненадолго, а количество жертв исчисляется тысячами. Луч надежды представляют евреи и арабы, долгое время прожившие бок о бок и с 7 октября объединившиеся, чтобы выступить против военного вмешательства.

Среди авторов и читателей Феминистериума есть люди, которых лично затрагивает происходящее на Ближнем Востоке. Через семейные связи и друзей информация о насилии и страхе поступает из первых источников. Если в Израиле в большинстве зданий можно найти бомбоубежища, и можно надеяться, что живущие там близкие смогут укрыться в нужный момент, то в Газе и на Западном берегу реки Иордан возможности для укрытия гражданских лиц — редкое явление. Читая эстонские СМИ складывается впечатление, что упоминание слабости палестинских территорий как-то принижают или даже отрицают потери Израиля. Однако критика серьезных преступлений — не сомнение в государственности, а призыв к переменам. Израиль настолько жестко контролирует палестинские территории и гражданскую инфраструктуру, что люди, живущие там, зависят от настроения израильского правительства.

Жители Израиля с 2020 года протестует против коррупции Нетаньяху и все более экстремистского правительства, а также против практически всех принятых в этом году изменений в законодательстве, направленных на изменение полномочий Верховного суда. В свете антисемитизма и исламофобии, охвативших мир, сплотившиеся граждане Израиля различных национальностей и вероисповеданий являются прекрасным примером инициативы для решения сложных проблем. В то же время в эстонских СМИ преобладают статьи, в которых бомбардировки мирного населения представляются неизбежными, а их критика — как изжитая и достойная пренебрежения.

Более человечный взгляд

Что же со всем этим делать? Войны — душераздирающее зрелище, потому что гибнет очень много людей, и все они чьи-то родственники. Неисчислимое количество домов разрушено, неисчислимое количество людей вынуждены бежать. Существует постоянный страх эскалации. Люди не доверяют своим правительствам из-за процветающей коррупции, особенно среди крайне правых политических группировок. Например, министр внутренней безопасности при нынешнем правительстве Нетаньяху называет одним из своих кумиров религиозного экстремиста, совершившего массовое убийство палестинцев. Крайне консервативный ХАМАС однозначно является представителем мелкокалиберного зла и не имеет планов на мир — отсюда и оппозиция ХАМАСу со стороны палестинцев, не желающих жить в условиях войны.

Какой вывод можно из этого сделать? Сейчас необходимо понять, что можно осуждать ХАМАС, поддерживая право палестинцев на суверенитет, гуманность и жизнь, и делать это без дегуманизации израильтян и евреев. Хилле Хансо, специалистка по Ближнему Востоку и редакторка международного раздела Феминистериума, справедливо отметила в «Plekktrum», что мы слишком мало говорим о людях по обе стороны израильско-палестинской границы, которые хотят мирного решения и сосуществования, возвращения к согласованному на международном уровне мирному плану и защиты гражданского населения. Хилле также рекомендует последовать за американскими и европейскими евреями, которые объединяются под тегом #notinmyname, чтобы осудить выбор, сделанный в отношении Газы. Стоит больше говорить о сторонниках мира, потому что именно они несут надежду.

  1. Число погибших, изначально обнародованное израильскими властями, позже было исправлено ими же на 1200 человек.