Итоги выборов: женщины спасли Эстонию от спасателей

В Рийгикогу было избрано рекордное количество женщин, некоторые из них добились чрезвычайно высоких результатов, а избиратели высказали свое мнение об EKREIKE. Феминистериум подводит итоги выборов.

1. Увеличилась доля женщин в Рийгикогу

Хотя доля женщин в Рийгикогу далека от рекомендуемой, она все же превысила 30% и теперь соответствует, по крайней мере, минимальной цели ООН. Окей, эта цель, поставленная Экономическим и Социальным советом ООН, должна была быть достигнута к 1995 году, а к 2000 году процент женщин должен был составить 50%. Но, по крайней мере, поезд прибыл на первую станцию, хоть и​​ с опозданием на 28 лет.

Окончательное число женщин зависит от того, кто примет решение пойти в Рийгикогу и кто станет заместительным членом. Но на данный момент видно, что социал-демократы, Ээсти-200 и Партия реформ выставили на выборные должности больше женщин, чем в среднем. В отличие от Центристской партии, EKRE и Isamaa. Стоит отметить, что если сами партии не приложат усилий для увеличения доли женщин, то никаких изменений не произойдет.

2. Женщины заняли первые места в пяти партиях

В целых пяти политических партиях женщины получили наибольшее количество голосов. В Партии реформ Кая Каллас выиграла выборы, набрав 31 821 голос, за ней следует Кристен Михал (9 207 голосов). Йоханна-Мария Летме (5 260 голосов) получила наибольшее количество голосов в Ээсти-200, за ней следуют Кристина Каллас (4 290 голосов) и Калев Стойческу (3 662 голоса). Марина Кальюранд (4 146 голосов) получила наибольшее количество голосов среди соцдемов, за ней следуют Рийна Сиккут (2 529 голосов) и Евгений Осиновский (2 436 голосов).

Отдельный вопрос, что председатель социал-демократов Лаури Ляэнеметс получил лишь восьмое место в партийном рейтинге, а председатель Ээсти-200 Лаури Хуссар занял пятое место. Возникает вопрос, какого результата соцдемы могли бы добиться под руководством Рийны Сиккут, а Ээсти-200 во главе с Кристиной Каллас. По крайней мере, кажется, что они нравятся избирателям больше, чем нынешние лидеры-мужчины.

В партии Parempoolsed больше всего голосов получила Лавлий Перлинг (2444), а в «зеленых» на первом месте оказалась Йоханна-Мария Тыугу (492). Абсолютное количество голосов зависит от размера округа, потому что в больших округах больше шансов получить много голосов. Но результаты показывают, что на этот раз магнитом для избирателей стали несколько женщин. Кая Каллас играет в своем собственном классе с рекордным количеством голосов.

3. Хороших результатов добились партии, имеющие прогрессивные взгляды на вопросы прав человека

Феминистериум перед выборами проанализировал программы партий по пяти критериям. В основном «зеленый свет» получили социал-демократы, зеленые и Ээсти-200. Результат Партии реформ был похуже отчасти потому, что в их программе не было обещаний изменить Закон о согласии и Закон о равном обращении, а их намерение продвигать гендерное равенство не выглядело амбициозным. Явный красно-коричневый свет был дан Isamaa и EKRE, чьи обещания прямо противоречили правам человека.

Если оставить в стороне удручающе низкий результат «зеленых», приятно видеть, что избиратели поддержали партии, с которыми есть надежда наконец-то принять прикладные акты к Закону о совместном проживании, установить равенство брака и урегулировать разжигание ненависти.

Не менее приятна и оценка, которую избиратели дали консервативным популистам, обещавшим прекратить финансирование абортов на деньги налогоплательщиков (EKRE) и «защитить детей» от полового воспитания, или, точнее, от «агрессивной сексуальной пропаганды и создания гендерного беспокойства» (Isamaa). EKRE потеряли 10 процентов своих избирателей, Isamaa — 28 процентов, а Центристская партия — целых 34 процента.

Предвыборный светофор

Предвыборный светофор

4. Мы не увидим EKRE в правительстве

Партия EKRE обещала спасти Эстонию. Избиратели же сочли, что Эстонию нужно спасать от EKRE. Экзистенциальный страх, вызванный войной в Украине, и солидарность со страдающим украинским народом мобилизовали всех, кто хотел исключить любую возможность того, что EKRE окажется у власти. Независимость эстонского государства и демократический государственный строй слишком дороги, чтобы давать власть тем, в ком не уверен. Наказание получили не только EKRE, но и их партнеры Isamaa и Центристская партия.

Хотя в эстонской политике могут быть всякие сюрпризы (кто бы мог представить, что после выборов 2019 года Центристская партия откроет свое сердце EKRE), мы, скорее всего, не увидим консерваторов в доме Стенбока в ближайшие годы.

В Рийгикогу депутаты EKRE продолжить свой цирк смогут, хотя несколько деятелей, прославившихся снижением культуры общения в парламенте, например, Калле Грюнталь, по предварительным данным, из состава вылетели. С другой стороны, ультракатолицизм теперь будет представлен в лице Варро Вооглайда. В то же время может случиться так, что он окажется в том историческом составе Рийгикогу, который легализует равенство браков.

5. «Министры прироста» провалились

Среди министров наихудший результат у ярых сторонников темы прироста населения из партии Isamaa: Леа Данилсон-Ярг получила 408 голосов, Кристьян Ярван — 367 голосов. Кажется, что избиратели не ценят политику Kinder, Küche, Kirche, и есть надежда, что эстонских женщин не затронет логика, согласно которой для сокращения разрыва в заработной плате их следует убрать с рынка труда, чтобы снизить предложение. Учитывая ослабление позиций Isamaa, можно быть уверенным, что им не удастся продавить свои программные пункты в ближайшие четыре года.

Четырехлетняя перспектива

Избиратели Эстонии высказались: либеральное общество и солидарность с Украиной оказались популярнее прироста населения и мелкой злобы на иностранцев и меньшинства. В экономическом смысле новая власть, вероятно, не повысит сплоченность общества, но, по крайней мере, можно надеяться, что какие-то естественные реформы в свободном демократическом обществе, которые долго откладывались, будут проведены раз и навсегда.

Однако, если в будущем мы хотим, чтобы выборы не сеяли ужас и страх, либеральные партии также должны заниматься темой экономического неравенства, чтобы ее не могли эксплуатировать правые популисты. Партия реформ несет здесь особенно большую ответственность.