От незнания к незнанию. Размышления об опыте сексуального образования 21 века
Как отсутствие сексуального воспитания может повлиять на самовосприятие и благополучие молодого или даже пожилого человека? Читательница* прислала в Феминистериум письмо, в котором описывает, как отсутствие сексуального образования сказалось на ее жизни. Она также размышляет о том, как тяга к знаниям и критичность к источникам могут помочь в самостоятельном поиске информации о сексуальности — но ожидать этого от каждого неправильно. Авторка утверждает, что невежество, возникающее в результате недостатка информации, вызывает страх, стыд и общественное противостояние.
Я родилась в начале этого века. Первые девять лет я провела в сельской школе в пригороде, а потом уехала в город, чтобы получить среднее и высшее образование. В моей школе был период, когда сексуальное образование было обязательной частью учебной программы. Немного захватывающая, забавная и в то же время дикая тема, которую должен был пройти каждый. Теперь, когда мне немного за двадцать, я начала вспоминать и переосмыслять свой опыт на уроках человековедения, и чувствую потребность поделиться своей историей. В первую очередь, в надежде, что я не одинока и есть другие, кто думает так же. Хочу подать знак, что чего-то не хватает. Это мои личные размышления о путешествии на пути к раскрытию сексуальности.
Я всегда была любознательной. Была, так сказать, не по годам развитой и примерной ученицей. Я поглощала книги как воздух и проводила много времени в крохотной школьной библиотеке. Мой первый осознанный и прямой контакт с сексом произошел тут же, после уроков в начальной школе,. Чуть в стороне от раздела с детской литературой стояло несколько запыленных книг разных эпох, в которых рассказывалось о сексе, половом созревании и обо всем, что с этим связано. Все это казалось чрезвычайно интересным, но и чрезвычайно неловким. Я была почти уверена, что если старший библиотекарь увидит, что я их читаю, мне сделают выговор.
У меня было подсознательное ощущение, что я слишком молода для этих тем, и что сексуальность и сам секс — вещи тайные, которыми неуместно интересоваться. Так что я изучала эти мистические труды втихаря, под обложками других книг, поглощая темы, о которых до сих пор мне не рассказывали ни мои родители, ни система образования. Оглядываясь назад, я могу быть только благодарна себе и своему любопытству, потому что получила из этих книг более или менее удовлетворительные начальные знания о своей анатомии и о том, как работает мое тело. Когда мы в третьем или четвертом классе проходили эти темы, я была удивлена, что есть люди, которые никогда не слышали о месячных. У меня менструация началась всего через год после того, как мы обсуждали это в школе.
Я принадлежу к поколению, которое получило свои первые мобильники незадолго до безумного подросткового возраста. Мой интерес к сексу продолжал расти. Я довольно рано открыла для себя самоудовлетворение, и благодаря интернету находила ответы на все свои вопросы довольно легко. Книжная полка с несколькими пыльными томами была заменена безлимитным интернетом, где я могла найти любую информацию. Да, я также открыла для себя мир порнографии, но не это было для меня главным.
Поскольку сексуальность почти не обсуждалась в школе и дома, мне пришлось искать ответы на все свои вопросы (а их было много!) самой. Я могу с уверенностью сказать, что большую часть своего сексуального образования я получила благодаря статьям Delfi Naistekas (женский медиапортал на эстонском языке — ред.) и неоднозначному форуму Lapsemure (эст. “детские заботы”). Да, на этом форуме было много ругани, оскорблений и неадекватной информации. Но это было место, где можно было не стыдясь задавать вопросы. И, что более важно, убедиться, что у других людей моего возраста схожие проблемы и интересы, что я не странная. Модераторы форума в свое время тоже давали вполне адекватные и полезные советы, так что молодые люди с более критическим мышлением и медиаграмотностью действительно получали там помощь.
Да, у меня тоже были уроки человековедения в школе. Но вместо гей-пропаганды и секс-пропаганды, которые, по мнению некоторых социальных групп, превалируют на таких уроках, мы получали довольно сухие и немного смущающие лекции о том, как пользоваться презервативом и не заразиться ЗППП. При этом акцент был сделан только на гетеронормативный и проникающий секс, также в двух словах упоминалась важность прелюдии для подготовки женщины к половому акту. Да, в учебнике была небольшая глава, посвященная насильственным отношениям, учитель вскользь упомянул, что на самом деле есть люди разной сексуальной ориентации и что геи тоже должны пользоваться презервативами, и что обе стороны должны дать согласие перед сексом.
Чуть более подробный разбор отношений и согласия пришелся только на последний год старшей школы, когда большая часть класса уже состояла в отношениях. Основное внимание по-прежнему уделялось популяризации презервативов и противозачаточных средств, что, безусловно, является чрезвычайно важной темой. Однако, квир-отношения и их безопасность, разные гендерные идентичности, важность удовольствия и более детальный подход к согласию либо полностью отсутствовали, либо оставались крайне поверхностными. Безусловно, в Эстонии есть очень компетентные преподаватели человековедения, которые тоже занимаются этими темами, но, к сожалению для меня и многих моих знакомых, сексуальное образование, полученное в школе, было очень однобоким и часто слишком запоздалым.
Зачем я обо всем этом пишу? И раньше в СМИ обращали внимание на то, что половое воспитание нужно модернизировать, но недавно я открыла для себя всю эту тему в совершенно новом свете. Когда мне было немного за двадцать, я оказалась в своих первых отношениях с другой женщиной. Внезапно мне пришлось переосмыслить все знания, которые я накопила до сих пор. Что вообще такое секс? Оральный секс – это секс? Каким образом и как часто я должна спрашивать согласия своей партнерши? Должна ли я предохраняться при сексе с женщиной, и как? Когда пора идти к гинекологу? Нормально ли, что я не могу испытать оргазм? Как сохранить здоровые отношения? Какая у меня сексуальная идентичность? Кому и как я могу осмелиться сказать об этом? Это лишь некоторые из вопросов, которые начали меня беспокоить.
Внезапно я оказалась в той же ситуации, что и будучи подростком: просматривала форумы, статьи и видео в поисках ответов на свои вопросы, чувствуя себя немного смущенной и пристыженной. К счастью, с годами я научилась критично относиться к источникам и отличать дельную информацию от полной чуши. Доступность разносторонней и адекватной информации на эстонском языке также значительно улучшилась. Но все же я чувствовала, и до сих пор временами чувствую себя крайне неуверенно, а временами даже глупо. Мне часто кажется, что я должна была знать все, что искала. Как я могу быть образованной женщиной с широким кругозором, если такие элементарные вещи о сексуальности мне приходится выискивать где-то на форумах? Я разочаровалась и в системе образования, и в обществе, которые за двадцать лет не смогли дать мне разностороннего и глубокого полового воспитания.
В то время как гетеросексуальные цисгендерные люди получают более или менее удовлетворительное сексуальное образование, в зависимости от школы — молодые люди, принадлежащие к сообществу ЛГБТ+, по большей части должны заниматься своим собственным образованием. Да, у меня все хорошо, я нашла поддержку у друзей, сумела сохранить здоровье и найти адекватную помощь. Но для многих это не так, многим сложно найти информацию и поддержку из-за места жительства, взглядов близких или личного стыда. Это пагубно сказывается как на уверенности в себе, так и на сексуальном здоровье молодых людей, ведь из-за недостатка информации они не знают, как обезопасить себя, а значит могут не решиться сделать это. Хотя может показаться, что эта проблема касается лишь небольшой группы меньшинств, от нее страдает все общество.
Если гомосексуальные люди не знают, как обезопасить себя, например, из-за нехватки информации — различные болезни могут легко передаться и другим группам. Невежество, возникающее в результате недостатка информации, порождает страх и неприязнь, разделяя общество и создавая напряженность. Молодые люди, отличающиеся по половой или сексуальной идентичности, могут оставаться одинокими, становиться жертвами буллинга или испытывать непонимание. Это, в свою очередь, увеличивает количество психических проблем и рискованного поведения. Многостороннее и качественное половое воспитание предотвратило бы психологические проблемы многих людей, неудачные отношения, ненужные конфронтации и проблемы со здоровьем. Это сделало бы людей более счастливыми и здоровыми, и научило бы их действительно наслаждаться сексом.
Оглядываясь назад на свое сексуальное образование, я могу быть благодарна себе и счастливому случаю. У меня все хорошо, удовлетворительно. Ответы на большинство своих вопросов мне пришлось искать самой, но каким-то образом я их нашла. Однако многие из нас не умеют или не осмеливаются сомневаться, исследовать и задавать вопросы. Пришло время расширить сексуальное образование, чтобы оно включало в себя больше, чем презервативы, аборты, роды и SOS-таблетки. Я искренне надеюсь, что моим детям не придется столкнуться с подобными проблемами, и они смогут получить соответствующую возрасту разностороннюю информацию в школе, дома и даже из средств массовой информации.
* Авторка письма известна редакции.
Текст переведен с эстонского языка.