Министерство социальных дел ищет сразу двух специалистов из сферы равноправия и равного обращения

В феврале Ханна Всевиов стала заместителем канцлера по социальным вопросам Министерства социальных дел, в чьи обязанности  входит, помимо прочего, вопрос гендерного равенства и равного обращения. Феминистериум обсудил с ней ожидаемые в социальной сфере изменения. Кроме того, мы выяснили, почему задерживается набор на ключевые должности и каков наиболее эффективный способ продвижения гендерного равенства в обществе.

В апреле стало известно, что Лийза Пакоста, уполномоченная по гендерному равноправию и равному обращению, в июле станет генеральным директором Совета по охране наследия. Сейчас сентябрь, а нового комиссара до сих пор не ищут. Почему тянут и когда откроется конкурс?

Мы надеемся объявить конкурс в сентябре. Процесс был приостановлен на некоторое время, потому что в этот раз мы хотели бы немного изменить процесс отбора и привлечь больше представителей заинтересованных групп. Поскольку последние могут при этом сами заинтересоваться вакансией, у нас была дискуссия о том, как поступить так, чтобы исключить участие одних и тех же людей и в приемной комиссии, и в конкурсе. В настоящее время мы устанавливаем более четкие критерии отбора. В любом случае, мы хотели бы объявить конкурс в сентябре.

Могут ли люди, нуждаются в помощи или совете уполномоченного, получить поддержку сейчас? Как?

Получать поддержку уполномоченного любой человек может так же, как и раньше, потому что есть исполняющий обязанности уполномоченного и весь отдел продолжает работу. Так что все варианты, которые были доступны до сих пор при обращении к уполномоченному, по-прежнему доступны, и здесь точно нет проблемы.

Весной заговорили об идее слияния института уполномоченного с канцелярией канцлера права. Это все еще актуально?

На данный момент таких изменений не ожидается. Мы заказали у стороннего специалиста анализ, который рассматривает две темы. Одна из них — объединение двух законов, Закона о гендерном равенстве и Закона о равном обращении, а другая касается вопросов института уполномоченного. В анализе обозначены разные решения с плюсами и минусами, и в ближайшее время мы хотим поделиться ими с партнерами в этой сфере, чтобы собрать их отзывы.

В ноябре Еврокомиссия также выпустит директиву, касающуюся задач, возложенных на институт уполномоченного. Из предварительного опросника, который был разослан государствам-членам, мы увидели, что если комиссия выпустит полный пакет в рамках этой директивы, то это в любом случае приведет к постановке перед уполномоченным новых задач и, следовательно, необходимости изменений в законе. Так что в любом случае надо ждать решений комиссии и планировать изменения целостно.

Кроме того, учитывая, что нам фактически не удалось продвинуться с изменением Закона о равном обращении как с нынешним, так и с предыдущим составом Рийгикогу, нецелесообразно поднимать этот вопрос до следующих выборов в Рийгикогу. (Законопроект о внесении изменений в Закон о равном обращении был представлен в Рийгикогу в январе и застопорился; цель поправки – стандартизировать защиту от дискриминации в отношении различных групп – прим. ред.) Таким образом, темы и решения, связанные с развитием института уполномоченного, в том числе совместные с канцелярией канцлера права, скорее всего отложены до весны следующего года.

Почему объединение двух законов вообще оказалось на повестке?

Объединение законов впервые оказалось в повестке дня по предложению предыдущей уполномоченной Лийзы Пакоста, и оно имеет множество оснований. Например, когда речь идет о многосторонней дискриминации, различные базовые принципы и области применения законов затрудняют оказание помощи человеку. Поэтому объединение законов представляется разумным. Опираясь на заказанный нами анализ и прислушиваясь к отзывам экспертов в данной области, вопрос не в том, собирать законы воедино или нет, а в том, когда наступит подходящий момент, чтобы открыть весь пакет законов. Этот вопрос политически очень чувствителен, и мы не знаем, к чему мы придем, открывая законы. В любом случае, мы не хотим, чтобы регулирование этой сферы было полностью перевернуто с ног на голову, что вовсе не исключено. (Например, все члены фракции EKRE внесли в проект поправок к Закону о равном обращении множество предложений, которые варьируются от регулирования облысения до запрета воспроизведения рецептов грибных солений – прим. ред.)

Давайте также поговорим немного об отделе политики равноправия. Его руководительница Лийна Кантер подала в отставку в марте, но нового руководителя пока нет. Как продвигается набор?

Конкурс открылся на прошлой неделе. На самом деле мы сознательно начали поиски нового руководителя не сразу. В социальной сфере три ведомства, и в двух из них не хватает руководителя (до того, как стать вице-канцлером социальной сферы, Ханна Всевиов была руководительницей отдела благополучия детей Министерства социальных дел, поэтому этот отдел в феврале остался без руководителя — прим. ред.). Были назначены исполняющие обязанности руководителей, но я не хотела начинать набор, пока не будет ясно, будем ли мы проводить структурные изменения на местах, и если да, то какие. Теперь понятно, что мы фактически немного поменяем задачи отделов. Структурные изменения были одобрены правительством 1 сентября – необходимо было изменить положение о Министерстве социальных дел, которое является нормативным актом на уровне правительства. Сейчас хорошая возможность найти, так сказать, руководителя нового профиля для ведомства с обновленными задачами. Таким образом, с 1 ноября должен быть назначен новый руководитель, и вступить в силу структурные изменения. Кстати, изменится и название отдела политики равноправия.

Это хорошо, потому что наш редактор Аэт Куузик говорит, что слово «политика» в эстонском языке употребляется только в единственном числе, множественное число мутное и является прямым переводом с английского.

«Политика равенства» в единственном числе, и к ней добавляется предмет преодоления трудностей, поэтому новое название ведомства будет «Департамент политики равенства и преодоления трудностей». Как всегда, больше всего споров вызывают названия. Я сама предпочла бы понятие «равные возможности» «политике равенства», но сам департамент за «политику равенства». Так что будет отдел политики равенства и преодоления трудностей.

Что же ожидает ведомство в будущем?

Я хотела лучше объединить разные темы и проявления неравенства в одном ведомстве. Основная задача нового ведомства политики равенства и преодоления трудностей состоит в том, чтобы планировать и координировать политику равного обращения, гендерного равенства и социально-экономической адаптации. Департамент играет ведущую роль в продвижении гендерного равенства и равного обращения, а также в координации этой нити и в разработке мер, необходимых для предотвращения и смягчения неравенства, бедности, дискриминации и изоляции.

Приведу пару примеров. Возьмем тот же разрыв в оплате труда. Само по себе это уже связано с экономическим неравенством, которое проявляется в неравенстве между мужчинами и женщинами. Последнее, в свою очередь, влияет на то, кто несет бремя опеки, и в результате опять же получается, что пенсии и пособия для одной социальной группы меньше, чем для другой. Экономическая зависимость снова влияет на динамику отношений. Долги и постоянная бедность также являются большой проблемой, и те люди, которые оказались в этой ситуации, застряли в порочном кругу неравенства. Если объединить эти темы, неравенства и изоляции, это на самом деле придаст импульс всему вопросу, и, возможно, поможет выявить больше взаимосвязей и что-то предпринять.

На всякий случай упомяну, что тема прожиточного минимума, конечно, не означает только сведение концов с концами. Мы по-прежнему гораздо шире говорим о социально-экономическом неравенстве и бедности. Я читала интервью редакторов Феминистериума в Müürileht. Вы делились своими мыслями, помимо прочего, о том, что значит для гендерного равенства настолько разный доступ людей к деньгам, образованию и времени, а также к информации и социальным сетям. Именно из-за этого я хочу объединить эти темы в одно ведомство.

Означает ли это, что люди будут перемещаться между ведомствами?

Да, одна должность перейдет из Департамента социального страхования в новый Департамент политики равенства и преодоления трудностей. В настоящее время нет возможности получить дополнительные ресурсы в виде людей, мы можем лишь перераспределить то, что есть. Но мы шаг за шагом ищем способы внести внутренние изменения, чтобы выполнить все важные задачи. И это в какой-то степени и задача для нового руководителя отдела, потому что непосредственный руководитель должен уметь формировать свою команду. Так что все, вероятно, встанет на свои места только к началу следующего года.

Решения проблем гендерного равенства часто скрываются в политических сферах других ведомств. Вопрос заключается в том, как сделать так, чтобы у нас не было лишь одного отдела, который продолжает биться об стену, потому что сотрудники этого ведомства не имеют необходимых рычагов или политических инструментов для имплементации изменений. Темы ведомства горизонтальны, но оно также должно иметь право ставить задачи перед отделами здравоохранения, труда и социального обеспечения в тех случаях, когда они согласны с необходимостью решения проблемы. Я считают, что решение вопросов неравенства должно стать более важными, чем раньше.

Грядут ли ещё какие-то изменения?

На самом деле, есть также темы, выходящие за рамки отдела политики равенства. Одной из них является доступность, а также тема прав людей с ограниченными возможностями, которая перейдет к недавно созданному Департаменту социального обеспечения и социальной интеграции. Цель состоит в том, чтобы объединить тему прав людей с ограниченными возможностями и разработку конкретных мер, то есть службы поддержки, в одном ведомстве. Кроме того, подходить к доступности более последовательно, как с точки зрения людей с особыми потребностями, так и всего населения. Еще одно изменение заключается в том, что мы объединяем сферу помощи жертвам с защитой детей и семейными услугами. Разработка Закона о помощи жертвам хорошо показала, как много связей существует между системами защиты детей и помощи жертвам. Дети-жертвы и насилие в семье также составляют очень большую часть ландшафта помощи жертвам, и объединение этих тем помогает лучше справляться с предотвращением насилия.

Изменится ли и название Департамента по делам детей и семьи? На что?

Изменится. Новое название — Департамент семейного благополучия и безопасных отношений.

Лично мне нравится, когда о семьях говорят не только в ключе детей. Дети, несомненно, важны, но есть много семей, где детей нет или они давно выпорхнули из гнезда.

Согласна, поиск названия ведомства был непростым, но мы также попытались использовать термин «семья» в более широком смысле.

Я думаю, что больше всего на реальное поведение людей и уменьшение гендерного неравенства повлияло бы сочетание семейных пособий с темой гендерного равенства. То, как используется отпуск по уходу за ребенком или кто берет больничный с больным ребенком, коренным образом влияет на отношения и баланс в семье. Семейные пособия и отпуска также в первую очередь сказываются на положении женщин на рынке труда. Неравенство часто усиливается, когда появляются дети.

На самом деле я уже давно говорила, что многие решения проблемы гендерного равенства лежат в семейной политике. Я даже поначалу задавалась вопросом, может стоит совместить темы гендерного равенства и семейной политики. Однако, поскольку семейная политика очень тесно связана с защитой и благополучием детей, департамент разросся бы до гигантских размеров, и от этой идеи отказались. Но я согласна. Все, что мы сделали с регулированием отпусков и пособий по уходу за ребенком, влияет на поведение людей гораздо больше, чем любая кампания, в которой мы постепенно пытаемся повлиять на отношение людей и тем самым на их поведение. По сравнению с другими мерами поведение людей и социальные нормы можно очень быстро изменить с помощью отпусков и пособий.

Начнется ли поиск руководителя Департамента семейного благополучия и безопасных отношений одновременно с Департаментом политики равноправия?

Да, у нас действительно сейчас довольно много конкурсов в этой сфере, и действующих и предстоящих. В настоящее время, помимо руководителей этих двух ведомств, мы также ищем руководителя по политике для детей с особыми потребностями, а также двух советников по темам помощи жертвам, доступности и людей с ограниченными возможностями. Скорее всего, у нас будет следующая волна конкурсов, потому что уже видно, что и внутренний интерес к этим позициям высок.

Текст переведён с эстонского языка.