Принуждение к алкоголю: почему некоторые люди уговаривают нас выпить
Говоря об алкоголе, к сожалению, нельзя не затронуть и тему насилия, в особенности — домашнего насилия и насилия со стороны интимного партнера.
Упоминание алкоголя и насилия в одном предложении часто вызывает очевидную, но на практике далекую от полной картины ассоциацию: “употребление алкоголя влияет на уровень самообладания и провоцирует агрессию, а следовательно является причиной насилия”. Как показывают исследования, несмотря на высокий процент злоупотребления алкоголем среди совершивших насилие и их жертв, эта связь не является причинной. Полученные данные свидетельствуют о том, что употребление алкоголя приводит к более серьезным последствиям при случаях насилия, но само насилие провоцируется контекстом употребления алкоголя а не интоксикацией как таковой. Это значит, что связь между алкоголем и насилием скорее корреляционна. Исследователи подчеркивают, что решающую роль в насилии со стороны интимного партнера играет стремление контролировать жертву, а агрессия, как и алкоголь, являются инструментами контроля.
Домашнему насилию и насилию со стороны интимного партнера чаще всего подвергаются женщины.
Женщины также чаще становятся жертвами “принудительного потребления”. Настоять на лишнем бокале вина или коктейле может, например, партнер, но нередки случаи, когда на злоупотреблении настаивают подруги, коллеги или родственники. В большинстве случаев “уговоры” выпить лишний бокал — незлонамеренное социальное давление, исходящее либо из собственной проблемы с алкоголем у уговаривающего, либо из отсутствия понимания механизмов злоупотребления и особенности отношения с алкоголем уговариваемого. В первом случае человек может сам искать причины выпить, но не хочет пить один, потому что, согласно распространенной в быту “диагностике” алкоголизма, алкоголик — это тот, кто выпивает в одиночку. Во втором случае настойчивость спровоцирована личным позитивным опытом с самоконтролем при употреблении спиртного. В то время как для человека с проблемными отношениями с выпивкой всего один бокал может стать причиной очередного запоя или привести к непреодолимому желанию напиться до беспамятства. Человек без такого опыта может попросту не понимать причину отказа и интерпретировать его, например, как дурное настроение, которое как раз таки и надо “поправить бокальчиком”.
Безусловно, вне зависимости от мотивов уговаривающего, для человека с алкогольной зависимостью последствия зачастую могут быть тяжелыми. От физического и эмоционального дискомфорта в связи с болезненным похмельем и интоксикацией, сопровождающимися “химической депрессией” и глубоким чувством стыда, до столкновения с последствиями собственного поведения в беспамятном состоянии, такими как незащищенный или недобровольный секс, насилие и другие противоправные действия. Они могут быть совершены как самим человеком в состоянии сильного алкогольного опьянения, так и против него. Однако существует и более опасный сценарий, когда не только потребление алкоголя таит угрозу, но и само принуждение к употреблению служит осознанным инструментом манипуляции и контроля.
Распознать злой умысел бывает непросто, поскольку, как и другие виды психологического давления, все начинается постепенно.
Принудительный контроль
Алкоголь, как инструмент влияния, используется в отношениях, построенных на психологическом насилии, давлении и контроле. Например, абьюзивный партнер с алкогольной зависимостью может настаивать на том, чтобы жертва выпивала вместе с ним, чтобы впоследствии оправдать собственное злоупотребление, ведь “кто бы говорил, ты тоже пьяница!”. При этом, если жертва попытается отказаться от употребления алкоголя, она услышит в свой адрес “ты что, думаешь, ты лучше меня, чтобы не пить?”, или “ты меня не любишь/не уважаешь, если отказываешься провести со мной время так, как я хочу”.
Принуждение не обязательно принимает насильственную форму, и именно в таких случая человек чаще всего сомневается, что происходит что-то плохое. Часто на жертву оказывается моральное давление: “ты не хочешь выпить со мной, потому что мне не доверяешь?”, “я просто хочу сделать тебе приятное и купить тебе коктейль, ты что, не ценишь мою заботу?”, “ты такая скучная, не хочешь даже выпить со мной”. Человек может также попросту игнорировать просьбы жертвы больше не наливать ей спиртное. В зависимости от контекста и социального статуса этого человека, жертва может, побоявшись обидеть близкого друга или коллегу, поддаться на уговоры или молча выпить наполненный бокал.
Признаки манипуляции при принуждении:
Преднамеренную манипуляцию от дружеского предложения отличают настойчивость, агрессия (пассивная или активная) и последующее “наказание” или использование факта употребления жертвой алкоголя в качестве рычага давления:
- Предложения не заканчиваются после отказа
- Настойчивость может проявляться как в торге (“ну давай хотя бы по полбокала”), так и в назойливом повторении, будто бы отказа и не было.
- Как уже упоминалось выше, манипулятор может попросту не прислушаться к отказу и все равно налить/купить жертве напиток. Такая настойчивость морально утомительна, и часто, соглашаясь, жертва пытается избежать бесконечных неприятных уговоров, надеясь, что они ограничатся одним согласием и одним напитком. К сожалению, для манипулятора это шаг к контролю над жертвой. Помимо того, что выпивший человек более расслаблен и податлив, согласившись на уговоры в первый раз, каждый последующий требует меньших усилий со стороны уговаривающего.
- Отказ ведет за собой пассивно-агрессивную реакцию — внезапно охладевший стиль общения или молчание и игнорирование; напоминание об отказе, как о негативном поступке — “ну ты же даже выпить со мной не хочешь, чего ещё от тебя ждать”; “обвинение” жертвы в отказе или использование отказа для эмоционального шантажа — “раз ты не хочешь со мной выпить, я найду другую, зачем ты мне такая нужна”.
- Несмотря на то, что человек сам предлагает вам выпить или даже уговаривает, впоследствии вы слышите упреки за свое поведение в состоянии опьянения или сталкиваетесь с газлайтингом — вас пытаются убедить в том, что ваши воспоминания и восприятие в этом состоянии не отвечают действительности.
- Жертву отговаривают от попыток бросить пить или обратиться за помощью к специалисту.
- Употребление жертвой алкоголя используется для шантажа: «если ты расскажешь кому-то, я расскажу всем, сколько ты пьешь, и тебя уволят / лишат родительских прав / будут осуждать.»
Сексуальное принуждение
Состояние алкогольного опьянения может использоваться для принуждения к сексуальной связи по ряду причин:
- Алкоголь влияет на критическое мышление жертвы
- В состоянии опьянения сложнее уделять внимание деталям и распознавать потенциальную опасность в поведении компаньона
- Состояние опьянения может помешать жертве покинуть опасную ситуацию в связи с головокружением или нарушением работы вестибулярного аппарата
- Человек в состоянии опьянения с меньшей вероятностью сможет четко обозначить свои границы и твердо сказать “нет”
- Алкоголь негативно влияет на способность жертвы сопротивляться, вплоть до впадения в беспамятное состояние или потери сознания
Последующее пребывание в состоянии алкогольного опьянения делает жертву более податливой и снижает эффективность как физической, так и эмоциональной самозащиты — жертва не дает вербального или невербального согласия, но и дать четкого отказа не может. Если с человеком совершают действия сексуального характера в таком состоянии — это является сексуальным принуждением.
Статья 141. Изнасилование
(1) Половое сношение с человеком против его воли с применением насилия либо с использованием его состояния, когда он был лишен возможности оказать сопротивление или понимать происходящее, —
наказывается тюремным заключением на срок от одного года до пяти лет.
Статья 143. Понуждение к половому сношению
(1) Половое сношение с человеком против его воли с использованием зависимости потерпевшего от виновного, если отсутствует предусмотренное статьей 141 настоящего Кодекса насилие или состояние, когда человек был лишен возможности оказать сопротивление или понимать происходящее, —
наказывается тюремным заключением на срок до трех лет.
К сожалению, понятие “сексуального принуждения” не так распространено, как, например, “насилие” и “изнасилование”, и поэтому его бывает сложнее распознать. Часто женщины (и не только), пережившие секс по принуждению, особенно в пьяном состоянии, не осмеливаются обратиться за помощью или даже признать, что произошешло насилие, и признать себя жертвой этого насилия.
Все еще превалирующий в медиапространстве и преобладающе мизогинном обществе виктимблейминг переносит вину и ответственность на выпившую жертву: “я тебя не заставлял”, “ты не сопротивлялась”, “если ты этого не хотела, то могла бы сказать об этом или уйти”, “а чего ты хотела, если пришла ко мне в гости”, “я же тебя не бил”. Все эти оправдания могут впоследствии использоваться для убеждения жертвы в том, что сексуальная связь была добровольной. Более того, сам факт употребления алкоголя, несмотря на изначальное принуждение, может использоваться против жертвы для последующего газлайтинга: “ты первая начала приставать” или даже “ничего не произошло, ты напилась и все придумала”. Даже без последующей прямой вербальной манипуляции, злоупотребление алкоголем может вызывать в самой жертве чувства вины и стыда, препятствующие обращению за помощью в случае, если в состоянии алкогольного опьянения жертва подверглась насилию.
Но, вне зависимости от того, осознает ли жертва, что произошло — сексуальная связь по принуждению редко проходит без психологической травмы и эмоционального дискомфорта.
Принуждение к сексуальной связи и вступление в сексуальную связь с человеком, не имеющим возможности дать отказ или сопротивляться, является криминальным преступлением в Эстонии.
Несмотря на это, доказать факт совершения преступления в существующей формулировке закона удается не всегда — но это не означает, что такие происшествия не требуют внимания, и что с ними не нужно обращаться в полицию. Чем более видна проблема, тем скорее общество примет необходимостьнеобходимост переосмысления ее решения. Ряд европейских и скандинавских стран частично решили эту проблему дефиницией в законе сексуального согласия в формате “только “да” означает “да””.
И не забывайте — понятие “провокация” в насильственных действиях неприемлема, и вина за эксплуатацию человека в состоянии опьянения лежит на плечах эксплуатирующего, а не жертвы.
Как себя вести и дать твердый отказ?
Главное — помните: “Нет.” — это полное предложение. Отказываясь выпить вы принимаете решение, касающееся только вас, вы имеете на это полное право и не должны никому ничего объяснять или доказывать. Нет ничего оскорбительного в том, чтобы самостоятельно решать, что будет происходить с вами и вашим телом.
Для собственной безопасности, если вам кажется, что за уговорами или предложениями скрывается (или даже может скрываться) злой умысел — просто скажите “нет”. Объясняя и оправдывая свою позицию, вы ставите себя в уязвимое положение, так как на каждый аргумент у манипулятора найдется контраргумент. К тому же, само рассуждение на тему дает почву для манипуляции — любой аргумент в пользу воздержания от алкоголя может быть использован против вас. “Не хочешь пить, чтобы не попасть в опасную ситуацию или допиться до беспамятства? Ты мне не доверяешь, думаешь что я тебя обижу или наврежу тебе, то есть называешь меня насильником.” С манипулятивными людьми, как в суде — все сказанное вами может быть использовано против вас. Если вы чувствуете, что ваш отказ не имеет силы в глазах принуждающего, постарайтесь удалить себя из ситуации, обратиться к кому-то за помощью, найти предлог уйти. Проигнорированный отказ сигнализирует о неуважении ваших границ и пренебрежении вашей автономией. А это, в свою очередь, грозит нарушением и других физических и эмоциональных границ.
Если же в описанном вы узнали поведение человека, с которым часто контактируете или делите быт (интимного партнера, родственника, друга или коллеги) — обратите более пристальное внимание на отношения с этим человеком, так как принуждение к употреблению может оказаться симптомом абьюзивных отношений.
Но самое главное — обращать внимание на вышеперечисленные признаки. Осведомлен — значит защищен. Описанные тактики манипуляции остаются действенными и часто ненаказанными именно потому, что их сложно распознать и доказать.